Молодые люди, вступающие в брак, все чаще предпочитают отметить свой первый день супружеской жизни ярко и запоминающие, а потому в ходу различные тематики и стилизации – ретро, бохо, лофт, витаж и т.д. А вот традиционные свадьбы, которые десятилетиями проводились на советском и постсоветском пространстве, нынче считаются моветоном. Зато в последнее время стали пользоваться популярность свадьбы в русском народном стиле.
Фото с сайта: nevesta.info
В общих чертах оформление такого торжества понятно всем, портал «Почти жена» лишь раскроет несколько нюансов и идей для устроения свадьбы в русском стиле.
«Неравный брак» и «Прерванное венчание» Василия Пукирева
Самая знаменитая картина на эту тему написана Пукиревым. Славе полотна способствовали и слухи, что художник запечатлел в работе собственную сердечную трагедию. Правда ли это — исследователи спорят до сих пор. Полтора десятилетия спустя мастер, так и оставшийся в истории искусства «художником одной картины», вернулся к теме в работе «Прерванное венчание». На вопрос о причине остановки этой свадьбы отвечает второе название картины — «Двоеженец».
Василий Пукирев. Неравный брак. 1862. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Василий Пукирев. Прерванное венчание. 1877. Азербайджанский государственный музей искусств, Баку
«Прерванное обручение» Адриана Волкова
В картинах передвижников и других русских реалистов второй половины XIX века часто можно встретить сцены из купеческой жизни, которую тогда же начинают активно высмеивать на театральной сцене, в особенности Островский. На этой изображен жених купеческой дочки, помолвка которого срывается из-за появления прежней возлюбленной с младенцем на руках. Скандал! По эскизу видно, что замысел был смелее: там дочка в белоснежном платье, то есть срывалась не помолвка, а само венчание.
Адриан Волков. Прерванное обручение (эскиз). Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары
Адриан Волков. Прерванное обручение. 1860. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Зачем невесте длинные рукава?
Под сарафан надевали рубаху, рукава которой расшивали редко. Форма рукавов могла быть разной — узкие, пышные, длинные (иногда до двух метров) с прорезями для рук. Такая необычная форма появилась неспроста: считалось плохой приметой, когда жених и невеста касались рук друг друга во время свадьбы. Поверх сарафана невеста могла надеть душегрею. Под наряд надевали несколько нижних юбок — они придавали пышность, которую так ценили в женщине. Девушки из боярских и княжеских родов надевали поверх сарафана длинный плащ их парчи с золотым шитьем. Наряды богатых невест часто расшивали жемчугом и оторачивали мехом. Некоторые свадебные наряды весили до 15 килограмм.
«К венцу (Прощание)» и «Выбор приданого» Владимира Маковского
Известный художник-жанрист Владимир Маковский сравнения с Пукиревым не боялся: он писал свои свадебные картины 40 лет спустя. Но современный зритель и не заметит особой разницы в стиле их живописи. А подсказка прямо перед глазами — фасон свадебного платья. Хотя основной набор атрибутов неизменен — фата, венок из флердоранжа, белая ткань, но модный силуэт заметно поменялся. На картине Пукирева, написанной в 1862 году, — у невесты большой громоздкий кринолин; с таким из-под венца не убежишь. А вот у невест 1890-х юбка значительно сужена и выглядит намного более удобной. Любопытно, что невесты XXI века все-таки предпочитают фасон полуторавековой давности, с кринолинами.
Владимир Маковский. К венцу (Прощание). 1894. Самарский областной художественный музей, Самара
Владимир Маковский. Выбор приданого. 1897-1898. Харьковский художественный музей, Харьков
Дресс-код для гостей
Заранее следует предупредить гостей о тематике свадьбы, чтобы они успели купить себе стилизованные наряды и аксессуары. Молодожены даже сами могут подготовить для всех приглашенных небольшие тематические атрибуты в русском народном стиле, например, бутоньерки и браслеты из сухоцветов и ленточек с орнаментом в цвете свадьбы.
«Перед венцом» и «После венчания» Фирса Журавлева
Картина Журавлева «Перед венцом» за которую он получил звание академика, пользовалась такой популярностью, что он написал ее второй вариант. В первом, из Русского музея, полно свидетелей, причем костюмами и атрибутами явно подчеркивается: семья купеческая, то есть можно и посмеяться над ними. Второй вариант, из Третьяковской галереи, более лаконичен и трагичен: тут дело только между отцом и дочерью. Картину называли и «Благословение невесты», и «Брак по приказу»… В более позднем полотне, «После венчания», и интерьер изящный, аристократический, и отец-дворянин (у него нет бороды, и на шее не круглая медаль, а крест). А невеста все равно рыдает.
Фирс Журавлев. Перед венцом. 1874. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Фирс Журавлев. Перед венцом. До 1874. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Фирс Журавлев. После венчания. 1874. Тамбовская областная галерея, Тамбов
Сватовство
Свадебные обряды на Руси отличались тем, что данное действие происходило без участия молодых. Это мероприятие, обычно, планировали на воскресенье или какой-либо другой праздничный день. Родители жениха брали с собой поверенного человека — сваху. Именно ей предстояло представлять интересы молодого человека перед стороной невесты. Она всячески расхваливала жениха и обсуждала приданое с родителями невесты. В завершение сваха брала за руки обе стороны и трижды проводила их вокруг стола, после чего они крестились перед иконами. Уходя, отец жениха назначал дату смотрин. Как правило, они проходили спустя неделю после сватовства.
Неделю до смотрин сторона жениха тщательно готовилась к данному мероприятию. Украшались сани, шились одежды и готовились подарки.
В доме невесты все проходило еще более трепетно. Будущая супруга должна была собственноручно провести уборку в той комнате, где соберутся гости. Доставались лучшие одеяния и готовились угощения.
Свадебные обряды на Руси не позволяли жениху участвовать в смотринах. Невесту осматривали его родители. Главной ее задачей являлось произвести впечатление скромной девушки.
После тог, как смотрины подходили к завершению, сторона жениха выходила во двор для совещания. Это было уже формальностью, так как окончательное решение было принято еще после сватовства.
Этот важный пункт включал в себя каждый свадебный обряд в древней Руси. Сговор сопровождался более пышным застольем, нежели сватовство и смотрины. И во время его обеими сторонами подписывался договор. Таким образом, у наших предков происходила помолвка. В договоре прописывалась точная дата проведения свадьбы. И после того как подписи были поставлены, единственной причиной, что смогла бы нарушить обряд бракосочетания, была смерть кого-либо из молодых.
После того как договор был подписан, в комнату входила сестра (или подруга) невесты и вручала подарки каждому родственнику со стороны жениха.
До принятия христианства языческие свадьбы заключались в уходе молодых из населенного пункта. В окружении своих сверстников (старших не должно было быть) они уходили на опушку леса. Там плели венки, пели обрядные песни и водили хороводы. Считалось, что, таким образом, молодых благословляет сама природа.
Когда языческие свадебные обряды вытеснила православная церковь, то стало обязательно заключать союз в храме.
Перед днем свадьбы невеста и ее подружки устраивали девичник. Они мылись в бане, пели песни и гадали о том, какая судьба ждет девушку в замужней жизни.
В день свадьбы сначала все собирались в доме жениха и пировали. Проводились различные обряды, контролируемые свахой. В целом, весь сценарий свадьбы принадлежал именно ей. После того как было подано третье блюдо, молодые и гости отправлялись в храм.
В храме батюшка благословлял брак, и отец передавал дочь ее, теперь уже, мужу. При этом ударял по дочери плетью, что означало родительский наказ слушаться и почитать своего мужа. Плеть передавалась ее супругу. Иногда этим и ограничивалось, но есть сведения, что некоторые свадебные обряды на Руси проводились путем хлестанья будущей супруги ее мужем. Ударяя ее плетью три раза, по поверью, муж делал жену покорной.
После длительного обряда в церкви, все возвращались обратно в дом жениха. Там и проводились остальное время гуляния. Русские свадебные обряды, как правило, проходили в три дня.
Ночью молодых провожали в их ложе и больше не беспокоили. Начиная же со второго дня гуляния, их могли спокойно разбудить среди ночи, одеть и вернуть к столу.
Ночную рубашку невесты проверяли на наличие лишения девственности. Если таковых пятен не имелось, то свадьбу могли разорвать, а девушку осмеять. Пятна на рубашке показывали гостям за столом, что служило хорошим показателем для невесты.
Мало мест, где еще сохранились подобные традиции венчания. Однако в нашей стране еще есть земли, где люди, хоть и не полностью, сохранили старые обычаи. Так, например, свадебный обряд на Кубани вполне напоминает свадьбу, которую проводили когда-то на Руси. Казаки всегда славились тем, что почитали историю и традиции своего народа, тем самым сохранив его наследие для своих потомков.
«В ожидании шафера» Иллариона Прянишникова
Однако похвалить русских художников за оригинальность трагической темы нельзя: ровно в те же годы по всей Европе везде пишут полотна про несчастливых невест. В викторианскую эру, когда стал господствовать капитал и развелось много богатых стариков, тема неравных браков стала весьма актуальной. Кроме того, плачущие девушки в белом просто эффектно смотрятся! Названия картин говорят за себя: «Пока смерть не разлучит нас» (Эдмунд Блэр Лейтон), «Несчастная невеста» (Огюст Толмуш), «Первая слеза» (Норберт Гёнётт), «Отвергнутая невеста» (Эдуард Свобода) и так далее…
Илларион Прянишников. В ожидании шафера. 1880-е. Серпуховский историко-художественный музей, Московская обл., Серпухов
Илларион Прянишников. У тихой пристани. 1893. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
«Свадьба в тюрьме» Николая Матвеева
Впрочем, одним русское искусство отличалось от европейского: живописцы были прогрессивными, либерально относились к многочисленным арестантам. Ведь это были политзаключенные — боровшиеся с режимом революционеры и террористы, герои и подвижники, как считало интеллигентное общество той поры. Отсюда такие доброжелательные тюремные картины, как «Не ждали» и «Отказ от исповеди» Репина, «Всюду жизнь» Ярошенко, «По этапу» Владимира Маковского и т. д. Поэтому неудивительно появление картины про венчание заключенного. Невеста, увы, не в белом, но зато теперь ей намного легче будет получать разрешение на визит.
Николай Матвеев. Свадьба в тюрьме. 1890. Национальный музей изобразительного искусства, Кишинев
Оформление свадебного стола
Банкет в организации торжества в старорусских традициях играет особую роль. Оформление стола на славянской свадьбе нужно сделать максимально разнообразным и насыщенным. Жители Древней Руси собирались на подобные мероприятия целыми деревнями, а потому столы практически прогибались под огромным количеством угощений на любой вкус. Яства неизменно включали разную выпечку, блюда из мяса и рыбы, а во главе стола всегда стоял каравай, который поручали испечь замужним женщинам из рода невесты. Конечно же, организация славянской свадьбы в настоящее время допускает заказ каравая в пекарне. Самое интересное заключается в том, что большой каравай может полноценно заменить свадебный торт и лишний раз подчеркнуть славянский колорит мероприятия.
Также необходимо определиться со списком блюд к столу, которые будут одновременно вкусными и соответствующими общей стилистике торжества со славянским уклоном. Меню банкета в данном случае может состоять из внушительной подборки угощений:
- пирогов, блинов и оладий,
- запеченной рыбы и соленой селедки,
- дичи и жаренного на вертеле мяса (кролика, свинины или говядины),
- маринованных грибов и различных солений,
- икры и квашеной капусты,
- молочного поросенка в качестве изысканного деликатеса.
Перечень напитков включает компоты, морсы, кисели и узвары. Последние являются отварами из кипяченой воды с плодово-ягодными и винными добавками по вкусу. В принципе, традиционные свадебные напитки вроде шампанского и какого-либо крепкого алкоголя вполне допустимо оставить в меню. Если разлить крепкий алкоголь в стилизованные под славянский быт кувшины и графины, то это пойдет только на пользу атмосфере праздника.
«Венчание Николая II и Александры Федоровны» Лаурица Туксена и Ильи Репина
Невеста на этих картинах — гессенская принцесса Алиса, в православии — Александра Федоровна, и, конечно, она совсем не печальна. Наоборот, торжествует. Спустя пять лет ожидания ее мечты о браке с любимым, да вдобавок императором, осуществились, как бы ни возражали родственники жениха. Но мы-то знаем, что эта свадьба — самая печальная из всех. Потому что она настоящая, а не придуманная живописцем. И приведет к трагедии не только этой семьи, но целой страны.
Илья Репин. Венчание Николая II и Александры Федоровны. 1894. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Лауриц Туксен. Венчание Николая II и Александры Федоровны. 1895. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Оригинальные свадьбы фото
Свадьба в русском стиле — это замечательная идея!
На самом деле я не представляю себе другой свадьбы кроме традиционной. Я выскажу своё личное мнение, и оно такое: для меня все белые европейские свадебные платья — типичные; это либо платье принцессы, либо платье-русалка, короткое свадебное, пышное, прямое, с А-образным силуэтом… вариантов много, но все равно все эти платья типовые. Они отражают… да ничего они не отражают, кроме вкуса и Красоты невесты. Казалось бы, а что ещё нужно? Но, если задуматься, хорошо задуматься, то свадьба — это не просто важный день, не только возможность одеть красивое платье, похвастаться и покрасоваться перед друзьями, или даже вызвать зависть, а может и морально «свести с кем-то счёты». Продемонстрировав: «Ну что, видели?! Видели, какую роскошную красавицу упустил(и). Видели, какая у меня свадьба? Какое платье? Какой торт? А какой муж, м? Ну, что кусаете локти?».
Русский праздничный костюм жениха и невесты
Я вижу как из душевного, тёплого, волнительного, сакрального праздника любимых часто свадьбы превращаются в гонку, которая разоряет бюджеты нескольких семей.
Нет, конечно, это естественно, что девушка хочет быть красивой, и чтобы день свадьбы был невероятным и приятным. И в душе даже самой скромной из нас есть желание, чтобы те, кто ухаживал за нами, увидев наши прекрасные свадебные фото, пустил скупую мужскую слезу о упущенном счастье.
Но, свадьба — это не поле битвы, где демонстрируют превосходство, свадьба не должна быть такой, чтобы после неё пришлось выплачивать кредит несколько лет, а платье невесты, которое одевают только один раз — так это вообще невероятная глупость и демонстрация бестолкового потребительского отношения современного общества к себе самому и нашей Родной Земле.
Своё свадебное платье я одела не только на свадьбу, я вообще хожу в нем по большим праздникам. А знаете почему? Потому что у меня была самая лучшая свадьба на свете — Русская! И платье у меня традиционное свадебное русское. Придет время, и я передам его в наследство своей старшей дочери. И оно не устареет морально с годами, а останется драгоценностью для нашего с супругом рода.
Так что не надо гуглить в поисковиках «самые оригинальные свадьбы фото», просто остановитесь на минуту и подумайте, а что такое свадьба? Хотите ли вы кого-то удивить и быть самой-самой или самым-самым, или хотите вступить в новую жизнь, пройти через эту сакральную дверь под названием свадьба, и правильно, и гармонично соединить ваши жизни и сердца?
Русская свадьба: боярский костюм
Русская свадьба
А что такое гармония как ни сплетение воедино двух русских людей на Русской земле, в русских нарядах, в среде самых близких и родных людей.
Вы не задумывались над тем, что современная свадьба совсем не похожа на старинную русскую свадебную церемонию. Нет в ней ничего от мудрого отношения наших предков к своей жизни, нет в ней ни смысла, ни целомудрия, ни идеи возрождения Отечества. Даже конкурсы и обычаи, которые устраиваются в провинции, придуманы в советское время, а некоторые обычаи, которые считаются «русскими», такие как битьё посуды и питье из туфельки, свадьба в шатре — вообще элементы ритуальной иудейской свадьбы.
Свадьба в русском стиле
Свадьба — это день венчания, день, когда семья получает благословение Господа и Благодать на создание нового рода. Да, это важный день! И пусть он и радостный, и веселый, но прежде всего он сакральный. А сакральность русского обряда направлена, прежде всего, на сохранение и возвеличивание вашего рода, а это значит и государства Российского. Свадьба в русском стиле в отличие от европейской, это осознанный шаг к возрождению традиций Великой России, а европейская свадьба в Русской семье — это бессмысленный и красивый междусобойчик. Кто-то скажет или подумает: «ну это слишком, вы просто навязываете людям своё мнение и костюмы. Не важно, в каком платье выходить замуж, важно за кого».
Праздничный боярский костюм
Русская свадьба
Русская свадьба
Важно за кого, важно в какой день, важно кто гости на свадьбе … все важно, свадьба — это как эскиз картины будущей совместной жизни. Наши предки очень ответственно относились к родительскому благословению, целомудрию, сватовству и всей свадебной церемонии. Так, давайте же, учиться мудрости наших дедов и бабушек, слушать, что говорит нам наша кровь и гены, а не заимствовать непонятные и бессмысленные традиции у других народов. Бессмысленные для нас, потому что никак не связанны с нашим историческим прошлым и нашими семьями. Для того, чтобы покрасоваться в европейском платье, вам надо будет принимать участие в каком-то мероприятии, типа парад невест, а Русское платье останется с вами и вашей семьей. В Русском платье вы будете крестить детей, ходить в храм на двунадесятые праздники или встречать заморские делегации.
Свадебные русские традиционные костюмы не просто украсят вас и вашу свадьбу, они наполнят её смыслом и сделают вашу свадьбу из частного события событием планетарного масштаба потому, что в вас Русь возродилась, и будет жить вечно в вашем Роде, а традиции не умрут в нашем наРоде!
Русский праздничный костюм 21 века
Выбирая русский свадебный наряд, вы выбираете служение Родине главным принципом вашей семьи. А именно, через такие семьи придёт мощь и сила в наше государство, придут новые политические деятели, военные и врачи, служение Отчизне для которых будет превыше всего.
И слава нашего Народа Победителя не померкнет во век!