Полное имя: Инна Владимировна Макарова
Дата рождения:
28 июля 1926 г.
Знак зодиака:
Лев
Возраст:
93 года
Место рождения:
Тайга, Кемеровская область
Дата смерти:
25 марта 2021 г.
Деятельность:
Актриса
Рост:
166 см
Образование: ВГИК Семейное положение:
Вдова
Дети:
Наталья Сергеевна Бондарчук
Супруг(а):
Михаил Израилевич Перельман (1973-2013 гг.), Сергей Бондарчук (1920-1994)
Инна Макарова — биография
Инна Макарова – легендарная актриса, сыгравшая роли в фильмах, вошедших в золотой фонд отечественного кино. Однако с картин «Высота», «Девчата» и «Молодая гвардия» лишь начинался ее творческий путь, который сделал ее известной и популярной. Сегодня, когда актриса преодолела девяностолетний рубеж, в ее послужном списке свыше пятидесяти ролей. Инну Владимировну смело можно назвать легендой советского кинематографа.
Популярность Инны Макаровой была столь велика, что даже в Кремль ее пропускали без паспорта. Однако за все в этой жизни приходится платить. Ради звездных ролей актриса пожертвовала семейным счастьем и своим здоровьем. Судьба подарила актрисе долгую и насыщенную жизнь, которая сама по себе могла бы стать сценарием целого сериала.
Рост, вес, возраст. Сколько лет Инне Макаровой
Рост, вес, возраст. Сколько лет Инне Макаровой точно сказать невозможно. В интервью советская киноактриса иногда называет разную дату рождения. Поэтому, получается, что Инне Владимировне или 92 года, или 94 года. Когда она смотрела на зрителей с телеэкрана – тонкая, изящная, с улыбкой на лице – всем сразу хотелось выяснить: а сколько она весит (60 кг), какой рост(1,66).
Так как великая актриса уже не молода, Инна Макарова фото в молодости и сейчас очень разнятся, но свой задорный огонек в глазах она сумела пронести с собой через года.
Детство и юность
Биография Инны Макаровой началась в небольшом сибирском городке 28 июля 1926 года. Родители будущей актрисы не были актерами, однако имели некоторое отношение к театральному миру. Ее отец — Владимир Степанович работал на радио диктором, а мать, дочь ссыльного поляка Анна Герман, а именно так звали мать будущей актрисы – занимала должность литературного редактора в местном театре. Вскоре семью постигло горе: отец скоропостижно скончался. Вдова с дочерью уехали в Новосибирск, где и прошло детство Инны.
С ранних лет Инна проявляла артистические способности: читала стихи, стоя на табуретке перед гостями, устраивала мини-спектакли у подъезда для довольных старушек, коротающих время на лавочке. Мама часто брала дочь с собой на работу, и та фактически выросла в театральном закулисье. А когда в школе, где училась Макарова, появился драмкружок, ей досталась и ее первая роль — правда, пока без слов. Не удивительно, что многие часы в детстве девочка провела за кулисами. И именно там и тогда, она прониклась любовью к драматическому искусству и классической литературе.
Суровый сибирский климат, голодное детство и участь безотцовщины сформировали пробивной характер будущей актрисы. Так, когда семилетняя Инна пошла одна в лес по ягоды и встретила медведя, она не растерялась, не струсила.
«Вдруг вижу: на меня смотрит огромный медведь, стоит на четырех лапах и шумно втягивает ноздрями воздух, наверное, вкусного ничего не учуял. Повернулся и медленно покосолапил в лес… Я закаленная с детства была, совсем не рафинированный ребенок», — вспоминает народная артистка.
Артистические способности Инна начала проявлять еще в детстве. Ее профессиональная карьера была определена, пожалуй, еще в четвертом классе, когда в школе, в которой училась будущая звезда советского кино, был объявлен набор в театральный кружок. Первой ролью Макаровой, таким образом, можно считать одного из персонажей в детском спектакле по сказке А. С. Пушкина.
Карьера актрисы началась после окончании Великой Отечественной войны. А потому, не удивительно, что Инну Макарову не обошли стороной тяжелые годы лишения и голода. К началу войны Инне исполнилось пятнадцать. Самоотверженная девушка вместе со своими одноклассниками ездила по госпиталям со спектаклями. В том, что театр — ее судьба, не было и тени сомнения.
Возможно, биография актрисы сложилась бы иначе, если бы однажды не заметил именитый и известный в ту пору ленинградский актер. В 1943 году многие театры были эвакуированы в Сибирь. Здесь и обратил внимание на провинциальную актрису Николай Симонов. Этому актеру, известному по картине «Петр Первый», посчастливилось увидеть на сцене юную Инну Макарову в роли Марины Мнишек. Игра начинающей актрисы была непрофессиональной.
Но даже несмотря на это, Симонов смог распознать настоящий актерский талант девушки. А потому, после спектакля актер посоветовал Макаровой непременно поступать в театральный вуз. Мечты, которые она прежде лелеяла, переросли в цель. Отныне Инна была уверена, что жизнь ее будет связана исключительно с театром и кино.
Детская мечта
Инна Владимировна родилась в Тайге, так назывался поселок в Кемеровской области. Это случилось в 28 июля 1926 года. Росла девочка в творческой семье. Отец был диктором в организации радиовещательных передач, а мама трудилась в театре, заведуя его литературной частью.
Поэтому неудивительно, что ещё совсем крохой Инна пыталась что-то поставить с ребятами во дворе. А в школе пропадала в театральном кружке.
Инна Макарова в юности.
Во время войны, вместе с ребятами, выступали перед ранеными бойцами в госпиталях. Уже тогда, ощутив вкус первого успеха публики, Макарова поняла, что хочет посвятить искусству всю свою жизнь.
Актерская карьера Инны Макаровой
ВГИК в годы войны был эвакуирован в Алма-Ату. Именно сюда приехала будущая Народная артистка СССР. Наивная девчонка с двумя косичками сначала растерялась от большого количества абитуриентов. А затем по заданию вступительной комиссии так бойко, с энтузиазмом исполнила песню, что ей аплодировали стоя. Девушка из провинциального сибирского города не только поступила с первого раза в один из лучших вузов страны, но и была зачислена в мастерскую легендарной актерской четы. Преподавателями и наставниками Инны Макаровой стали Герасимов и Тамара Макарова.
В студенческих спектаклях она играла яркие и центральные роли. Молодая актриса выходила на сцену и в образе страстной Кармен, и в образе прекрасной и противоречивой Настасьи Филипповны. Не удивительно, что Герасимов, привлекая к съемкам фильма «Молодая гвардия» своих студентов, в выборе исполнительницы главной женской роли предпочтение отдал Инне Макаровой. Узнав, что ее приняли и она теперь будет учиться в Москве, Инна едва не лишилась чувств от счастья. Надо было только успеть съездить домой за теплыми вещами.
Фильмография: фильмы с участием Инны Макаровой в главной роли
В 1943 году Макарова сумела поступить во ВГИК. Будучи студенткой, она выступает в театре, в пьесе «Кармен». После, ей решают доверить роль Швецовой в фильме «Молодая гвардия», эта картина откроет ее звездный путь в киноактрисы. Инну Владимировну начинают приглашать на главные роли, за свою долгую жизнь она блистательно сыграла в более чем 50 картинах.
Фильмография великой актрисы, после признания ее таланта зрителями и критиками пополняется такими фильмами как: «Высота», «Дорогой мой человек», «Девчата», «Женщины». Потом в ее творчестве наступает небольшая пауза, она некоторое время не снимается. Из более поздних работ можно выделить «Капитанские дети», «Большая любовь» и одна из последних работ, где Инна Макарова снялась вместе со своими близкими – роль феи во времени в сказке «Тайна Снежной Королевы».
Фильмы
Опытный кинорежиссер сразу оценил новую студентку, ее старательность и умные, «рысьи» глаза. Инна получила роль в пьесе «Кармен», которую посмотрел Александр Фадеев.
«Я не знаю, какой была Кармен, но, что это Любка Шевцова, я вас уверяю!»
— заявил писатель Герасимову, который как раз подбирал актеров для экранизации «Молодой гвардии». Так третьекурсница — неслыханное дело! — получила роль в эпохальной советской картине.
Роман Фадеева Инна прочла на одном дыхании, он ее потряс. Но как она сможет сыграть такую героическую девушку, расстрелянную после жестоких пыток комсомолку? И Макарова отправилась к родителям Любы. Те встретили ее ласково и благословили на роль.
«Молодую гвардию» изначально ставили на театральной сцене. Игра студентов вызвала ошеломительный успех. Молодым актерам аплодировали стоя. Когда же роман Фадеева был экранизирован, молодые актеры прославились на всю страну. А игрой Инны Макаровой восхищался сам Иосиф Сталин. Генсек удостоил молодую актрису премии.
Еще не раз ее приглашали на всевозможные банкеты, приемы и вечера. Будущий муж актрисы – один из лучших отечественных режиссеров Сергей Бондарчук – был в ту пору менее известен и вниманием вышестоящих чинов едва ли мог похвастаться.
Кинематограф в конце сороковых и начале пятидесятых годов был единственной отдушиной для миллионов жителей страны. Народ устал от бомбежек и лишений. Требовалось скрасить нелегкий быт, а вместе с тем, настроить сознание граждан в нужное русло. Сценаристы и режиссеры неплохо справлялись с этой задачей. Прекрасная, но экранная и вымышленная жизнь отвлекала советских людей от бытовых тягот, а персонажи таких фильмов, как «Сельский врач», «Возвращение Василия Бортникова» и «Высота» помогали хотя бы на время поверить в светлое будущее и не беспросветное настоящее.
Центральные роли в этих кинокартинах сыграла Инна Макарова. В те годы она являлась одной из самых востребованных актрис. Но на ее личной жизни, которая, впрочем, казалось постороннему взору абсолютно безоблачной, слава и профессиональный успех отразились негативно.
Сегодня не стало актрисы Инны Макаровой. Ей было 93 года…
Она родилась в сибирском посёлке Тайга, но вскоре семья переехала в Новосибирск. Её отец был писателем и радиоведущим, мать работала в радиокомитете и заведовала литературной частью в одном из новосибирских театров, так что никто в творческой семье не удивился, что уже в четвёртом классе девочка захотела записаться в драматический кружок.
«Молодая гвардия», к/с им. М. Горького, 1948, реж. С. Герасимов
Когда Макаровой было 15 лет — началась Вторая мировая война. Её кружок ездил по госпиталям с концертами и спектаклями, и именно тогда она окончательно определилась с будущей профессией. Через два года девушка уехала в Алма-Ату, куда в то время эвакуировали ВГИК, и легко поступила на курс к Сергею Герасимову. Герасимов тогда набрал 50 человек, а к моменту выпуска их осталось всего 13 — самые лучшие, среди которых были Инна Макарова, Сергей Бондарчук, Клара Лучко и Евгений Моргунов. После выпускного она была зачислена в труппу Театра-студии киноактёра, и когда ей пришло приглашение во МХАТ — актрису не отпустили, сказав, что «она нужна для кинематографа».
«Сельский врач», к/с им. М. Горького, 1951, реж. С. Герасимов
Ещё во время учёбы она играла главную роль в пьесе «Кармен», и однажды эту постановку увидел писатель Александр Фадеев. Режиссёр Сергей Герасимов как раз собирался экранизировать его роман «Молодая гвардия», и писатель попросил утвердить актрису на роль Любки Шевцовой. Для Макаровой это было потрясением — до этого она сыграла всего лишь эпизод, а тут большая драматическая роль! Да ещё и героини, у которой был реальный прототип. Она ездила к родителям настоящей Любы Шевцовой, жила в их семье, и эта роль стала для нее знаковой на многие годы.
«Молодая гвардия», к/с им. М. Горького, 1948, реж. С. Герасимов
На последнем курсе института Инна Макарова вышла замуж за однокурсника Сергея Бондарчука. Это был мучительный брак, против которого сразу выступали родители актрисы… На момент знакомства Бондарчук был официально женат и у него недавно родился сын, а через несколько лет после свадьбы с Макаровой и рождения их дочери у него вспыхнул роман с актрисой Ириной Скобцевой. Долгое время Макарову доводили анонимками, которым она отказывалась верить, но как только муж признался, что полюбил другую — сразу же подала на развод и в суд на раздел имущества. Кстати, после развода карьера у обоих пошла в гору…
«Большая руда», к/с «Мосфильм», 1964, реж. В. Ордынский
В 1957 году Инна Макарова снялась в драме «Высота». Работали на металлургическом заводе Днепродзержинска — там как раз строили доменную печь, так что даже декораций не понадобилось. Макарова и её партнёр Николай Рыбников отказались от дублёров и действительно работали на всех лестницах и мостках. Она вспоминала, что сниматься было страшно даже тем, кто не боялся высоты, что уж говорить о режиссёре Александре Зархи, который был просто в панике и работал, преодолевая себя. Актриса иногда поддразнивала режиссёра, выходя танцевать на подвешенную над пропастью доску и призывая белого от ужаса Зархи оценить ее танец.
«Высота», к/с «Мосфильм», 1957, реж. А. Захри
Актриса вообще довольно легко относилась к риску. На съёмках фильма «Русское поле» она чуть не утонула вместе с Нонной Мордюковой. По сценарию им надо было на тракторе заехать в Волгу, но местные жители предупреждали, что после войны дно изрыто ямами от бомб и можно запросто провалиться. Актрисы отмахнулись, Мордюкова завела трактор, задом поехала в реку… и не смогла вовремя остановить машину. Трактор попал в яму. Макарова открыла дверь, чтобы выпрыгнуть, в кабину тут же хлынула вода и трактор начал тонуть… Женщины поплыли к берегу по октябрьской Волге, а потом их от холода и стресса спасали самогоном — наружно и внутрь.
«Русское поле», к/с «Мосфильм», 1971, реж. Н. Москаленко
Режиссёры Макарову полюбили — она была вдумчивой и серьёзной актрисой, несмотря на явный комедийный талант. Вскоре после «Высоты» она стала получать роли, написанные уже специально для неё. Первым был фильм «Дорогой мой человек», который по роману Юрия Германа снимал режиссёр Иосиф Хейфиц. Главную мужскую роль он сразу отдал своему любимому актёру Алексею Баталову, а в женской не видел никого, кроме Макаровой. У них был хороший актёрский дуэт — они уже были знакомы по съёмкам в «Деле Румянцева», и к тому же Баталов тогда разводился с первой женой, и им было о чём поговорить.
«Дорогой мой человек», к/с «Ленфильм», 1958, реж. И. Хейфиц
В 1958 году она снялась в одной из самых популярных советских комедий — «Девчата». Ей досталась роль Нади, на которую пробовались Валентина Талызина и Маргарита Криницына. В сценарии Надя была самой незаметной и тихой из всех героинь, но Макарова дорабатывала её характер до более глубокого образа… А потом даже не пришла на премьеру. Её оскорбило то, что режиссёр на монтаже вырезал сцену, в которой её Надя расстаётся с нелюбимым женихом КсанКсанычем, и тем самым перечеркнул все её старания. Принципиальность была одной из характерных черт актрисы.
«Девчата», к/с «Мосфильм», 1961, реж. Ю. Чулюкин
Инна Макарова была уже известной актрисой, когда режиссёр Павел Любимов предложил ей роль в своём первом фильме «Женщины». Он не был уверен, что Макарова согласиться сниматься у дебютанта, но она так загорелась этой ролью, что приехала на пробы с реквизитом и несколькими костюмами, чтобы показать свою героиню в разных образах. Одна из сцен фильма, когда нарядная Макарова вышагивает с чемоданом на голове, была позаимствована из фильма «Две женщины» Витторио де Сики. В его фильме так шла знаменитая Софи Лорен.
«Женщины», к/с им. М. Горького, 1965, реж. П. Любимов
Жизнь Инны Макаровой была заполнена работой — она снималась очень много, постоянно была в разъездах. Воспитанием дочери в основном занималась бабушка, из-за чего актриса очень переживала. На своей личной жизни она поставила крест — 12 лет даже романов не заводила, а потом… неожиданно даже для самой себя вышла замуж второй раз. Ей было 47 лет, когда она стала женой доктора медицинских наук, хирурга и пульмонолога Михаила Перельмана. Вместе они прожили сорок счастливых лет.
«Дело Румянцева», к/с «Ленфильм», 1955, реж. И. Хейфиц
Дочь актрисы пошла по стопам знаменитых родителей — Наталья Бондарчук начала сниматься еще в 70-х, а потом начала снимать сама и писать сценарии. Одна их её первых работ — роль Хари в «Солярисе» Андрея Тарковского, а сейчас она руководит собственным детским театром.
«Солярис», к/с «Мосфильм», 1972, реж. А. Тарковский
В 90-х Инна Макарова почти перестала сниматься и за 10 лет появилась на экранах всего один раз, в эпизоде ситкома «Кафе „Клубничка“». Ролей её масштаба актрисе не предлагали, да и сниматься в кооперативном кино она не хотела. Уже в «нулевых» она приняла участие в нескольких сериалах — «Звезда эпохи», «Заколдованный участок», а также в фильме «Пушкин. Последняя дуэль», который сняла её дочь. Последний фильм с участием актрисы вышел в 2006 году — это была документальная лента «Инна Макарова. Судьба человека»…
Личная жизнь Инны Макаровой
Во время съемок «Молодой гвардии» у Макаровой завязался первый в ее жизни роман. На их курс прямо с фронта пришел высокий красавец Сергей Бондарчук и сразу принялся ухаживать за Инной. Все девчонки ей завидовали, а она, воспитанная в строгости, еще не целовалась ни разу!
Сергей был на шесть лет старше и, по слухам, даже женат, но сам этот факт отрицал. Он провожал Инну через пол-Москвы до дверей комнаты, которую она снимала, и целовал на прощание в щечку. Когда ради роли Макаровой пришлось сбрить брови, Бондарчук раздобыл где-то черный косметический карандаш и лично их дорисовал.
Он опекал Инну по-отцовски и, имея репутацию ловеласа, никогда не позволял себе вольностей. «Ну как ты еще не решилась на близость? Смотри, упустишь такого парня!» — нашептывали ей подруги. И когда Инна вместе с Бондарчуком отправилась в Краснодон на съемки «Молодой гвардии», их роман перестал быть платоническим.
Наутро Сергей сел писать письмо матери Инны, в котором просил руки ее дочери. Родительнице это не понравилось: она уговаривала Инну повременить со свадьбой и подумать об актерской карьере. Но разве молодые когда-нибудь слушают советы старшего поколения? Макарова приняла предложение, и они с Бондарчуком расписались в загсе. Все было очень по-будничному, без белого платья и застолья. А потом в институт пришло письмо из Ростова-на-Дону с известием, что у Сергея родился сын…
Этот удар Инна выдержала стойко и даже убедила супруга в необходимости признать ребенка. Они оформили развод, вместе поехали в Ростов-на-Дону. Сергей оформил брак с матерью мальчика (чтобы тот имел право носить фамилию отца), а после получения документов на сына Бондарчук развелся и снова женился на Макаровой.
Эта доброта аукнется Инне Макаровой еще не раз. Два года спустя ветреная мать привезет Бондарчуку сына Лешу и бросит, словно щенка, прямо в коридоре театра, а когда Инна, еще только мечтавшая о детях, обогреет и приютит мальчишку, мать заберет его обратно. Еще через много лет эта женщина найдет Инну, чтобы попросить помощи в лечении, и та не сможет ей отказать.
Инна не обращала внимания ни на прошлые амурные истории супруга, ни на тяжесть быта. Все, что смог предложить ей после свадьбы Бондарчук, это комната в подвале. На земляном полу проступали лужи, на них были набросаны доски, в которых вечно застревали каблуки единственных туфель Макаровой. По ночам было трудно заснуть из-за холода и крысиной возни.
Однажды супруги проснулись от необычного шума. Протерев пыльные подвальные окна, они увидели на улице огромную толпу — это была очередь в соседний кинотеатр за билетами на премьеру «Молодой гвардии». «Поздравляю, ты проснулась знаменитой!» — Бондарчук поцеловал жену в макушку.
Инна и предположить не могла, что за фильм ей дадут Сталинскую премию, однако поспешила тут же ее потратить — на мутоновую шубу. Дефицитный товар пришлось схватить так быстро, что не было времени даже на примерку. Шуба оказалась ей велика. Впрочем, не избалованная роскошью актриса все равно носила ее с удовольствием.
Для Инны Макаровой на первом месте всегда была карьера. Многие театры старались заполучить талантливую и востребованную актрису, однако она отдавала предпочтение кинематографу.
В то время как супруг еще только пробивал себе дорогу в большое кино, Инна уже была оплотом семьи: получила квартиру, земельный участок, на котором начала строить дачу. Рождение дочери Наташи не смогло отвлечь ее от любимой работы: вскоре после родов Макарова уже бралась за новые роли. На съемочной площадке выкладывалась на сто процентов, а для трюков в фильме «Высота» (1957 г.) даже отказывалась от дублеров. И дело тут не в храбрости: просто Инна боялась, что зритель обнаружит подмену и утратит к ней доверие как к актрисе.
О том, что работа может помешать ее семейной жизни, Инна Макарова не задумывалась никогда. В отличие от многих актерских семей, у них с Сергеем никогда не было конкуренции, зависти. Бондарчук гордился ею, она это знала. То, что он может ей изменить, наверное, предполагала, однако, чтобы уйти из семьи, разрушить налаженную, уютную жизнь?! Такого просто не может быть!
…Шел 1955 год, Инна уезжала на съемки в Болгарию. Без задней мысли она отпустила мужа в Ялту, где тот снимался в «Отелло» с красавицей актрисой Ириной Скобцевой. Однажды вечером раздался телефонный звонок. «Доброжелатель» подробно описывал, как Ирина соблазняет ее мужа: достает дорогое вино, каждый вечер устраивает в своем номере посиделки, проходу ему не дает. Инна посмеялась, не поверила. И зря.
Следующие несколько лет ее жизни превратились в сущий ад. Макарову закидывали анонимными посланиями, в которых в деталях описывались измены ее супруга, сыпались гадости про нее саму. А как-то раз Бондарчук примчался домой весь красный, с листком бумаги в руке — он тоже получил сообщение от анонима, в котором говорилось о романе Инны с одним из участников съемочной группы фильма «Высота». Макаровой даже пришлось позвонить коллеге, чтобы разуверить мужа в ее измене. Позже выяснилось: все эти письма на печатной машинке строчила мать Ирины Скобцевой, мечтавшая о том, чтобы Сергей Бондарчук стал ее зятем. И однажды Инне это все надоело.
…Инна металась по комнате, словно тигрица в клетке. Всегда готовая к самой сложной роли, к предстоящей сцене объяснения она подготовиться не могла. Столько дней, ожидая возвращения мужа с работы, Инна репетировала одну и ту же реплику, мысленно произнося ее десятки раз! Но в этот вечер она поклялась ее произнести во что бы то ни стало. Когда в дверном проеме появилась фигура Бондарчука, она выпалила: «Нам надо расстаться!» И потеряла сознание.
Пришла в себя от рыданий мужа. Этот большой и сильный мужчина, грозный педагог и режиссер которого слушались беспрекословно и даже побаивались все актеры на площадке, обливался слезами как ребенок. Он просил eё не уходить, клялся в любви обещал расстаться «с этой женщиной»…
Макарову пригласили на фестиваль в Карловы Вары Бондарчуку нужно было срочно ехать на съемку фильма «Судьба человеках и им опять не удалось поговорить. Неожиданно Инну вызвали в ЦК КПСС и задали прямой вопрос насчет семейной жизни. «Я сказала мужу, что жить с ним не буду!» — отрезала актриса. На что ей был дан непрозрачный намек: принять Бондарчука обратно. Уж слишком видной в СССР парой они были.
Мучительные отношения в семье продлились еще какое-то время. Наконец Макарова решилась на развод. Это бы очень тяжелый период в ее жизни. Дочь только пошла в первый класс, и учителя бесцеремонно доставали Наташу вопросами о папе.
Делить имущество определять сумму алиментов предстояло через суд. Каждое заседание было пыткой, ведь приходилось проходить через толпу зевак, жаждущих посмотреть, как разводятся советские кинозвезды -режиссер Бондарчук и актриса Макарова.
Следующей супругой режиссера стала Ирина Скобцева, о которой героиня этой статьи еще не раз, спустя многие годы, отзовется нелестно. Возможно, даже спустя годы чувство к Бондарчуку у Макаровой не прошло. А, быть может, актерская карьера Скобцевой, которая сложилась, прежде всего, благодаря успешному мужу-режиссеру, вызывала в душе Инны Владимировны профессиональную зависть.
«Если бы я осталась с Бондарчуком, то не дожила бы до своего возраста… Меня бы попросту сожрали», уверена Инна Макарова
Закулисное детство
Актриса Инна Макарова. Москва, 1960–1969 годы. Мультимедиа Арт Музей, Москва
Внучка мятежного поляка, сосланного царскими властями в конце XIX века в Сибирь за участие в восстании. Пристанищем для Иоганна Германа стал небольшой поселок в Томской губернии, позже, с развитием железной дороги, выросший в город Тайга. В Тайге родилась мать будущей актрисы, а в 1926 году и сама Инна Макарова.
Творческая семья практически сразу после рождения дочери перебралась в Новосибирск. Центром новой жизни стал Театр юного зрителя, который возглавил отец, а мать заведовала литературной частью. Так девочка и росла: театральное закулисье ТЮЗа и «творческие гастроли» на каникулах у дедушки. Первый концерт — прямо на крыльце дома. Гармонных дел мастер заботился о воспитании музыкального вкуса внучки, сам играл на мандолине и гитаре.
Новая жизнь
После развода Инна Макарова 12 лет не могла довериться ни одному мужчине. За ней ухаживали завидные кавалеры: чиновники, актеры, певцы, режиссеры. Особенно настойчиво звал замуж молодой человек, который был на целых 10 лет младше актрисы, но она отказала: «Я не умею ни о ком заботиться, я привыкла, чтобы меня опекали!»
Конечно, болезненный развод оставил шрам в душе Инны. У них с Бондарчуком была общая дочь, и видеться с бывшим мужем периодически приходилось. По воспоминаниям Инны Владимировны, он мучился чувством вины и каждый раз приходил, глядя на нее словно побитая собака. Нередко намекал, что любит только Инну и готов в любой момент вернуться, если она примет его обратно. Хотя в другой семье у него уже подрастали другие дети… «Что ты, Боже упаси!» -только махала рукой Макарова. А у самой сердце кровью обливалось от боли, ведь она продолжала его любить.
Перед съемками «Девчат» Инна Макарова попала в больницу. Она находилась на грани жизни и смерти: у нее были обнаружены камни в почках, причем ситуация требовала решительных действий. Но кто возьмется? В те годы такие операции делали единицы. Жизнь актрисе спас хирург Михаил Перельман — специалист мирового уровня. А затем влюбился в свою знаменитую пациентку.
«Сближались мы постепенно. А как-то его тряхнуло в легкой автоаварии, и он оказался у меня дома. Сказал: «Не понимаю, почему к тебе приехал». Потом подумал и добавил: «Я насовсем». И остался», — вспоминает Инна Владимировна.
Михаил был несвободен, воспитывал двоих детей, но его супруга оказалась мудрой женщиной и вставать на пути не стала. Перельман смог стать не только супругом, но и главным советчиком Инны Макаровой. Он проявлял заботу и о своей прошлой семье, и об актрисе, и о ее дочери Наташе, и даже пытался лечить Сергея Бондарчука. Михаил первым заподозрил у режиссера рак желудка и уговаривал его пройти обследование, но тот демонстративно отказался. Сергея Бондарчука не стало в 1994 году, и на его похороны Инна Владимировна не пришла.
О своем собственном смертельном заболевании Перельман молчал до последнего, боясь обеспокоить супругу. Инна Владимировна долгое время ничего не подозревала. Только когда в 2013 году Михаила не стало, она поняла, как много он для нее значил.
Актриса начала много болеть, перестала сниматься. Однако в последние годы вернулась к работе — в основном небольшим ролям в сериалах и документальном кино. До недавнего времени Инна Владимировна заботилась о себе сама, отвергая малейшую помощь дочери и внуков. Но сегодня близкие всерьез обеспокоены здоровьем 93-летней актрисы. В частности, тем, что из-за возрастных изменений она страдает провалами в памяти, потеряла связь с реальностью и беседует с умершими, в том числе с Сергеем Бондарчуком, которого называет главной любовью своей жизни.
Единственная дочь актрисы – Наталья Бондарчук – пошла по стопам родителей. Стала известной благодаря роли в фильме «Солярис». Однако самую яркую роль в своей актерской биографии, пожалуй, дочь Инны Макаровой сыграла в киноленте Александра Митты «Звезда пленительного счастья». Также у актрисы есть внуки – Иван и Мария Бурляевы. Первый – известный композитор. Мария – начинающая актриса. Иван Бурляев сыграл несколько ролей в кино и написал более тридцати мелодий к кинофильмам.
Личная жизнь
Ещё в студенческие годы Инна Макарова познакомилась со своим первым супругом, актером и режиссером Сергеем Бондарчуком. В этом союзе родилась дочь Наташа.
Инна Макарова и Сергей Бондарчук с дочерью Наташей. Источник: kino-teatr.ru
Прожив несколько счастливых лет, Инне пришлось расстаться с мужем из-за измены. На съёмках «Отелло» Сергей познакомился с юной актрисой Ириной Скобцевой. Это была любовь с первого взгляда.
Бондарчук во всем признался жене. Для Инны предательство любимого стало серьезным ударом, но она отпустила супруга к любовнице. Сергей продолжал участвовать в воспитании дочери.
Актриса больше десяти лет была одна. И когда уже не надеялась вновь познать женское счастье, судьба подарила ей встречу с врачом Михаилом Перельманом.
Инна Макарова и Михаил Перельман.
Это знакомство оказалось судьбоносным. В счастливом браке они прожили около 40 лет, пока Михаил не ушел из жизни. Его уход принес немало переживаний пожилой актрисе, и сильно ослабил ее здоровье.
Единственная дочь Инны Владимировны, Наталья Бондарчук, стала актрисой и режиссёром. В браке с актером Николаем Бурляевым появилось двое детей — Иван и Мария.
Внуки Макаровой избрали творческие профессии. Иван занимается музыкой, а Маша играет в театре.
Новая «высота»
Театр или кино? Похоже, такой вопрос после окончания ВГИКа перед Инной Макаровой не стоял. Актриса поступила на работу в Театр киноактера и предпочла роли на экране. Любовь зрителя принес фильм «Высота».
Производственная драма на строительстве доменной печи с участием Николая Рыбникова вышла теплой и убедительной. Исполнители главных ролей, несмотря на наличие каскадеров на съемочной площадке, работали сами, понимая важность каждого кадра. У Инны Макаровой за спиной была «Молодая гвардия», у Рыбникова — «Весна на Заречной улице». Снимали в Днепродзержинске — на местном металлургическом заводе во время строительства как раз доменной печи. Так что условия были максимально приближены к «боевым».
«Конечно, было страшновато, но я отказалась от дублерши, так как знала, что самые главные вещи происходят в проскоках и пробегах — в движении. Во время работы мы старались не смотреть вниз, чтобы голова не закружилась».
Инна Макарова
В 1957 году картина получила «Хрустальный глобус» — главную премию Х Международного фестиваля в Карловых Варах.
Инна Макарова в роли губернаторши в фильме «Мертвые души» (1984)
Инна Макарова в роли Анфисы Пеженовой в фильме «Женитьба Бальзаминова» (1964)
Инна Макарова в роли Елизаветы Михайловны Кирпичниковой в фильме «Вас вызывает Таймыр» (1970)
Флагман русского кино. 10 самых успешных фильмов Сергея Бондарчука | Фотогалерея
Одним из первых появлений Сергея Бондарчука на экране стала небольшая роль Гвоздева в легендарной картине Александра Столпера «Повесть о настоящем человеке», в основу которой легла история лётчика Алексея Маресьева. Бондарчук исполнил роль Гвоздева, однак © Кадр из фильма «Повесть о настоящем человеке», 1948 год
В 1955 году Сергей Бондарчук стал партнёром Элины Быстрицкой по съёмочной площадке драмы «Неоконченная повесть», рассказывающая о романе между кораблестроителем и врачом. Интересно, что Бондарчук и Быстрицкая, играя влюблённых друг в друга молодых людей, © Кадр из фильма «Неоконченная повесть», 1955 год
В качестве режиссёра Сергей Бондарчук дебютировал в конце 50-х годов — его первой работой стала экранизация новой на тот момент повести Михаила Шолохова «Судьба человека». В этом фильме Бондарчук также сыграл главную роль — Андрея Соколова. Картина пользо © Кадр из фильма «Судьба человека», 1959 год
В 1960 году Сергей Бондарчук исполнил роль отчима главного героя в мелодраме «Серёжа» — полнометражном дебюте Георгия Данелия и Игоря Таланкина. В 1960 году читатели журнала «Советский экран» назвали эту картину лучшим фильмом года, а в рамках международн © Кадр из фильма «Серёжа», 1960 год
В конце шестидесятых Сергей Бондарчук получил международное призвание — на 41-й церемонии вручения наград премии «Оскар» за фильм «Война и мир» он получил главный приз в номинации Лучший фильм на иностранном языке (это первая победа советского фильма в да © Кадр из фильма «Война и мир», 1965 год
На фестивале в Сан-Себастьяне в 1971 году экранизация знаменитой пьесы Антона Чехова «Дядя Ваня» получила приз «Серебряная раковина». Главные роли в том фильме исполнили Иннокентий Смоктуновский и Сергей Бондарчук, сыгравший Михаила Львовича Астрова. Филь © Кадр из фильма «Дядя Ваня», 1970 год
В 1974 году Сергей Бондарчук снял военный фильм «Они сражались за Родину». В основу картины лёг ещё один роман Михаила Шолохова, хотя писатель поначалу был против экранизации, однако позже всё же дал своё согласие. «Они сражались за Родину» превзошёл успе © Кадр из фильма «Они сражались за родину», 1975 год
Совместно с итальянскими и мексиканскими кинематографистами Сергей Бондарчук снял фильм о мексиканской революции 1910 года — «Красные колокола, фильм первый – Мексика в огне». Главные роли в картине исполнили Франко Неро, Урсула Андресс и Хорхе Луке. Не ф © Кадр из фильма «Красные колокола, фильм первый – Мексика в огне», 1982 год
В середине восьмидесятых Сергей Бондарчук экранизировал трагедию Александра Пушкина «Борис Годунов», описывающую времена, в которые царсвтвовали Борис Годунов и его сын Фёдор. Эта картина стала последним режиссёрским проектом Сергея Бондарчука, вышедшим н © Кадр из фильма «Борис Годунов», 1986 год
Последней работой Бондарчука стала режиссура семисерийного телевизионного фильма «Тихий Дон», снимавшегося при участии кинокомпаний Великобритании и Италии. Съёмки картины на протяжении одиннадцати месяцев проходили на территории России и Украины, после ч © Кадр из фильма «Тихий Дон», 1994 год
Статья по теме
Бондарчуковская порода. Важную роль в работе Натальи Бондарчук играет семья Поженились мы в 1947-м. Свадьбы толком и не было, из-за безденежья даже подвенечного платья не купили. Я много раз повторяла перед загсом: «Серёж, давай поживём годика три просто так, вдруг разойдёмся, и что тогда?» Конечно, это не значит, что я была против, наоборот! Но я ведь ещё совсем девчонкой была. К тому же у нас ни кола ни двора. Но он был непреклонен… А у меня тогда даже паспорта не было, а только временное удостоверение, развалившееся на четыре части. Сергей сидел и всю ночь его склеивал. Моей маме письмо отправил, где просил моей руки и благословения. Это «послание в Сибирь» он писал два дня — извёл несчётное количество бумаги на черновики, а обдумывал две недели. Очень волновался.
Пожениться-то мы поженились, а жить было негде. Пока искали жильё, ночевали на диване в Театре киноактёра, откуда нас гонял сторож-пожарный. Потом снимали угол в подвале на Садовой-Триумфальной. Комната обогревалась железной печуркой, там водились крысы — большие, как кошки. В этом подвале мы с Сергеем и встретили всесоюзную славу. А потом… случилось продолжение «шубной» истории. Сергей был в Киеве на съёмках «Тараса Шевченко», а я пошла к дядечке в Моссовет — поблагодарить за шубу. Рассказала, что мне негде даже прописаться. «Ну что ж, напишите заявление. Вы же не с улицы, а лауреат Сталинской премии». Я нацарапала что-то на бумаге и тут же забыла об этом. И вдруг спустя пару месяцев примчалась соседка с невероятной вестью: «Тебе квартиру дали!» Я приехала к Сергею в Киев и помахала перед его лицом ордером. О, это было счастье… На радостях я даже забеременела. Так что наша дочь Наташа родилась уже в новой квартире.
«Здесь мы ещё все вместе — я, Сергей и совсем маленькая Наташа». Фото из личного архива Натальи Бондарчук
Ещё одна жена…
Несмотря на триумф картины, никакими звёздами, как сейчас говорят, мы себя не ощущали и никакими звёздными болезнями не болели. Да, нас узнавали на улицах, появились обложки в журналах, восторженные рецензии. Но материально мы жили тогда очень тяжело. А тут ещё и замужество…
С Сергеем Бондарчуком мы познакомились на репетиции «Идиота», где я играла Настасью Филипповну… Он пришёл во ВГИК прямо с фронта. Уже при первой встрече стало понятно, что мы с ним невероятно разные люди. Он — взрослый, прошедший войну, старше меня на шесть лет, сформировавшийся человек. Я — школьница с некрашенными губами, косичками и ветром в голове. И всё же он влюбился, ходил за мной, как ниточка за иголочкой… Я сама не понимаю, почему Сергей Фёдорович обратил внимание именно на меня — там ведь были такие красавицы, и все в него влюблённые. У него же и первая жена была, о которой я понятия не имела. Они вместе учились, поженились перед войной, потом расстались, она свидетельство о браке разорвала в клочья. И вдруг решила его вернуть. Приехала в Москву, одну ночь переночевала с ним. И… забеременела. Хорошо помню, как съезжаю с лестницы (я любила съезжать с лестницы — такая была!), он стоит и показывает мне телеграмму о том, что родился сын. У нас с ним в это время ещё и романа как такового не было. Говорю: «А ты послал ответ?» — «Нет!» — «Немедленно пошли! А то молоко может пересохнуть…» Потом в суде эту телеграмму представили как доказательство того, что он её муж, хотя от ребёнка никто никогда и не отказывался. Очень неприятная история, не хочу вспоминать…
Флагман русского кино. 10 самых успешных фильмов Сергея Бондарчука | Фотогалерея
Одним из первых появлений Сергея Бондарчука на экране стала небольшая роль Гвоздева в легендарной картине Александра Столпера «Повесть о настоящем человеке», в основу которой легла история лётчика Алексея Маресьева. Бондарчук исполнил роль Гвоздева, однак © Кадр из фильма «Повесть о настоящем человеке», 1948 год
В 1955 году Сергей Бондарчук стал партнёром Элины Быстрицкой по съёмочной площадке драмы «Неоконченная повесть», рассказывающая о романе между кораблестроителем и врачом. Интересно, что Бондарчук и Быстрицкая, играя влюблённых друг в друга молодых людей, © Кадр из фильма «Неоконченная повесть», 1955 год
В качестве режиссёра Сергей Бондарчук дебютировал в конце 50-х годов — его первой работой стала экранизация новой на тот момент повести Михаила Шолохова «Судьба человека». В этом фильме Бондарчук также сыграл главную роль — Андрея Соколова. Картина пользо © Кадр из фильма «Судьба человека», 1959 год
В 1960 году Сергей Бондарчук исполнил роль отчима главного героя в мелодраме «Серёжа» — полнометражном дебюте Георгия Данелия и Игоря Таланкина. В 1960 году читатели журнала «Советский экран» назвали эту картину лучшим фильмом года, а в рамках международн © Кадр из фильма «Серёжа», 1960 год
В конце шестидесятых Сергей Бондарчук получил международное призвание — на 41-й церемонии вручения наград премии «Оскар» за фильм «Война и мир» он получил главный приз в номинации Лучший фильм на иностранном языке (это первая победа советского фильма в да © Кадр из фильма «Война и мир», 1965 год
На фестивале в Сан-Себастьяне в 1971 году экранизация знаменитой пьесы Антона Чехова «Дядя Ваня» получила приз «Серебряная раковина». Главные роли в том фильме исполнили Иннокентий Смоктуновский и Сергей Бондарчук, сыгравший Михаила Львовича Астрова. Филь © Кадр из фильма «Дядя Ваня», 1970 год
В 1974 году Сергей Бондарчук снял военный фильм «Они сражались за Родину». В основу картины лёг ещё один роман Михаила Шолохова, хотя писатель поначалу был против экранизации, однако позже всё же дал своё согласие. «Они сражались за Родину» превзошёл успе © Кадр из фильма «Они сражались за родину», 1975 год
Совместно с итальянскими и мексиканскими кинематографистами Сергей Бондарчук снял фильм о мексиканской революции 1910 года — «Красные колокола, фильм первый – Мексика в огне». Главные роли в картине исполнили Франко Неро, Урсула Андресс и Хорхе Луке. Не ф © Кадр из фильма «Красные колокола, фильм первый – Мексика в огне», 1982 год
В середине восьмидесятых Сергей Бондарчук экранизировал трагедию Александра Пушкина «Борис Годунов», описывающую времена, в которые царсвтвовали Борис Годунов и его сын Фёдор. Эта картина стала последним режиссёрским проектом Сергея Бондарчука, вышедшим н © Кадр из фильма «Борис Годунов», 1986 год
Последней работой Бондарчука стала режиссура семисерийного телевизионного фильма «Тихий Дон», снимавшегося при участии кинокомпаний Великобритании и Италии. Съёмки картины на протяжении одиннадцати месяцев проходили на территории России и Украины, после ч © Кадр из фильма «Тихий Дон», 1994 год
Расцвет карьеры
ВГИК Инна Макарова окончила в 1948 году. В театральной среде она была нарасхват, но актриса предпочла театр-студию киноактера. В это время «Молодая гвардия» и Любка Шевцова сделала из Инны всенародную любимицу.
В драме «Сельский врач» Инне досталась роль выпускницы мединститута Татьяны, которая приехала по распределению доказывать свою профпригодность в село Горячие Ключи. Далее последовали роли в драме «Возвращение Василия Бортникова» Всеволода Пудовкина и картине «Дело Румянцева» Иосифа Хейфица.
Но настоящей звездой Инна стала после мелодрамы «Высота» режиссера Александра Зархи. В ленте актриса сыграла главную роль. Макаровская Катя стала незаурядной личностью с ярким характером. Героиня пыталась победить вульгарность, вырасти из сорванца, отказаться от бутылки и сигареты, то есть «перековаться». И ей предстояло встретить свою любовь в лице простого монтажника Николая, которого сыграл Николай Рыбников.
Инна Макарова читает письма Чехова и Книппер Картину «Высота» приняли советские зрители с восторгом. А композиция «Не кочегары мы, не плотники» стала настоящим хитом 50-х годов прошлого столетия. Оценили картину и за границей. На десятом Международном кинофестивале в Карловых Варах в 1957 году лента получила премию «Хрустальный глобус».
После «Высоты» Макарова опять снялась у Иофифа Хейфица. На этот раз последовала роль геолога Вари в мелодраме «Дорогой мой человек». Сценарий для картины писал Юрий Герман специально под Макарову и Баталова.
А перед отъездом на съемочную площадку Инна Макарова рассталась с мужем. Вместе они были десять лет. Причем инициатива разойтись исходила от самой актрисы. Она постоянно была в разъездах и дома не бывала по несколько месяцев. В это время, признается Инна, дамочки навостряли уши. Актрису даже вызывали в ЦК и интересовались семейной жизнью. Инна заявляла, что жить с мужем не собирается.
Талант крепчал, а артистическое мастерство росло с годами. Инне по плечу были сложные драматические характеры и мудрый юмор. В 60-е года прошлого века Макарова играла в комедии «Девчата» Юрия Чулюкина, ленте «Женитьба Бальзаминова» Константина Воинова, мелодраме «Женщины» Павла Любимова, драме «Преступление и наказание» Льва Кулиджанова и других картинах.
В 70-е годы были работы в «Русском поле» Николая Москаленко, «Еще не вечер» Николая Розанцева, киноальманахе «Пошехонская старина», а так же драме «Безответная любовь» Андрея Малюкова. Кстати, в последнем фильме Инна Макарова стала еще и соавтором сценария.
На концерте Параллельно с киноработами актриса трудилась в Театре-студии киноактера, а так же проводила много встреч с советскими и иностранными зрителями. В перестроечные годы актриса стала больше внимания уделять концертной деятельности и отошла от кино.
Личная жизнь актрисы тоже наладилась. Вторым супругом Макаровой в 70-е годы стал профессор, доктор медицинских наук, директор Научно-исследовательского института фтизиопульмонологии ММА им.Сеченова, действительный член Российской Академии медицинских наук Михаил Израилевич Перельман. Они были вместе пока в 2013 году он не ушел из жизни.
Знакомство с Бондарчуком
Во время работы над «Молодой гвардией» Инна Макарова встретила своего будущего супруга. Сергей Бондарчук как раз только вернулся с фронта и пошел учиться на третий курс ВГИКа. По признаниям Инны, Сергей показался тогда ей почти пожилым, несмотря на то, что разница в возрасте у них была всего шесть лет.
Во время съемок Бондарчук начал ухаживать за Макаровой. Она отвечала ему взаимностью, но выходить замуж не соглашалась. Просто не хотела. Она боялась развода и предложила просто пожить. К тому же, у девушки тогда не было паспорта, его заменяло временное удостоверение.
Бондарчук показался ей почти пожилым
Свадьбу сыграли уже после того, как у пары родилась дочка Наталья. Она, кстати, стала позже известной актрисой и режиссером. Зрителям хорошо известны ее работы «Солярис», «Красное и черное» и «Звезда пленительного счастья».