Традиционный уклад калмыцкого народа формировался в течение сотен лет. И оседлые, и кочевые калмыки с почтением относились к старшим, порицали грубость и сплетни, а родственные связи были чрезвычайно сильны, обеспечивая преемственность поколений. Каждый калмык должен был знать свою родословную до седьмого колена. Калмыцкая свадьба в полной мере отражает самобытную культуру этого народа и мудрость пращуров. Обрядовые таинства, проводимые в период торжеств, призваны облегчить молодым вступление в новую, самостоятельную жизнь, оградить от недобрых сил и обеспечить благополучие и рождение здоровых детей.
Историческое прошлое
Калмыки, потомки западномонгольских ойратов, перебрались в низовья Волги в середине XVII века, когда у них произошли разногласия с другими обитателями Джунгарского ханства.
На новом месте было образовано Калмыцкое ханство. Позднее оно было упразднено российскими государями.
Калмыцкому народу пришлось пережить тяжелейшие несчастья во время существования в составе СССР. Они потеряли автономию, подверглись депортации, в результате чего лишились больше половины своего населения.
Только к 60-м годам прошлого столетия калмыков реабилитировали. Сейчас их государство входит в состав Российской Федерации под названием Республика Калмыкия.
В ней два государственных языка – русский и калмыцкий.
Калмыки и лотос
Несмотря на пережитые трудности, калмыки не теряют оптимизма. Возможно, помогает им в этом следование древнему буддийскому учению.
Калмыкия – единственное государство в мире, у которого и на гербе, и на флаге изображён лотос. По-калмыцки, лотос – это «бадм». А на санскрите – «падма», на тибетском языке – «пад-ма».
Калмыцкий народ почитает бодхисаттву сострадания Авалокитешвару, который изображается несущим этот цветок. Именно к нему они обращают свою молитву «Ом мани падме хум», что в переводе означает «О, сокровище, в сердцевине лотоса!»
Из трёх видов лотоса, один, индийский, растёт на берегах Волги. Дальше, на север от этого места, его уже не встретишь, да и во всей Европе он водится только здесь. Калмыки гордятся тем, что могут наслаждаться его цветением в природных условиях.
Они считают, что их народ удостоился особого права жить рядом с местом произрастания этого чуда и иметь его на своих государственных символах. Нередким калмыцким именем является Бадма, существует множество фамилий, образованных от этого корня: Бадмахалгаев, Бадмаев, Бадминов и др.
Свадебный йорял на калмыцком языке
Мана өргн теегин эзн – улан залата хальмгуд җирһлин җирһсн нәәмн айсар зовлңгин зун нәәмн айсиг әмтә өрк-бүләрн кишг, буйн, бәәдл-җирһлиг мел оньдинд йөрәләр бүтәҗ, өсҗ-өргҗҗ йовдг зөвтә.
«Цецн булг», Амбекова Б.
Цә-чигән элвг-делвг болҗ, Буур җил һарч, ботхн җил орҗ, Күүкд-көвүдин авчах насн ут болҗ, Кишгнь бат болҗ, Һазр-уснаннь өлзәд багтҗ, Җирһх болтха!
Идән-чигән элвг-делвг болҗ, Шин орҗах җилин өлзә-кишг хальдҗ, Күүкд ут наста, бат кишгтә болҗ, Өсч өргҗтхә!
Күндтә мини үр! Һарсн өдрләчн чамаг йөрәҗәнәв. Ут наста, бат кишгтә болҗ, Гем-шалтг уга, Эрүл-менд, байрта-бахта бә.
Өршәх – помиловать, пощадить
Шин җилин (Зулын) йөрәл
Буур җил мууһан авад һартха, Ботхн шин җил сән хамгиг өмнән шүүҗ орҗ иртхә. Өлзә цаһан хаалһнь хәлдҗ, Өрк-бүл, үрн-садн зурһан зүүлин амулңд багтад, Зулан өргҗ мөргәд, Зуңквадан шүтәд, Мууһинь давулҗ, Сәәһинь тосҗ, Сәәхн менд байрта олна хормад, Орчлңгин җирһлд багтад йовхиг Олн шар бурхд, Зуңква бурхн, ээҗ-аавин заян сәкүсн хәәрлҗ өршәтхә!
Наран Одгаев Йоряли на свадьбы говори правильно!! и гордо..
Йорял, посвященный невесте
Нә, һазаран һарчах му күүкн, Дөрәһән суһлсн һазртан Амрч җирһҗ, Амулң менд бәәҗ, Одсн һазриннь буйн-кишгт багтҗ, Өөлх, һундх уга йовҗ Буусн һазртан шиңгрҗ, Байрта бахта бәәҗ, Кен ахан күндлҗ, Кен дүүһән эрклүлҗ, Кесн кергнь кемтркә уга болҗ, Келсн үгнь тоомсрта болҗ йовхиг Делкән Эзн Цаһан Аав өршәх болтха!
Ну, наша дочь, выходящая замуж, Живи счастливо и спокойно, Там, куда прибыла (сошла со стремени), Пусть не будет обид и сожалений, Пребывай там в здравии и благополучии, Живите в радости, Уважай тех, кто старше вас, Помогай тем, кто младше вас, Пусть в работе не будет погрешностей, Пусть сказанное вами будет взвешенным! Пусть вам покровительствует Белый старец – владыка вселенной!
Йорял, благословляющий молодую невестку (с переводом):
Орҗ ирсн бермдн Мадндан өлзәтә үрн болҗ, Ут наста, бат кишгтә бәәҗ, Авен авальтаһан насн турштан жирһҗ, Хормаһарн дүүрң уртә болҗ, Хашаһарн дүүрң малта болҗ, Ор гихлә, ордг, Һар гихлә, һардг, Су гихлә, суудг, Бос гихлә, босдг, Соңсврч бер болҗ бәәтхә! Кезә чигн геснь цатхлң, Ээмнь бүтн бәәҗ, Ирсн һазринн кишг-буйнд багтҗ, Шавхринь ууҗ, Тааста бер болҗ бәәтхә!
Йорял, посвященный жениху (с переводом):
Пусть молодой человек, решивший построить семью, живет долго и счастливо Пусть проживет он с женою дружно, деля вместе горе и радости, Пусть из трубы их дома всегда идёт густой дым Пусть в их доме будут слышны детские голоса, Пусть их дом будет полная чаша Пусть в добром здравии Проживут они до старости!
Благопожелание в честь жениха
Өрк-бүлчнь бат болтха! Пусть семья твоя будет крепкой! Мөн сиитчн сәәхн иньг-амрг болтх Пусть твоя суженая будет любимой! Хүрмч байрта-бахта болхиг Деедин олн Бурхд хәәрлҗ өршәтхә Пусть благословят всевышние боги, чтобы свадьба была радостной и восхитительной Өндр һазрт герән бәрҗ Өнр өсклң Өрк-бүл болхичнь йөрәҗәнәв! Пусть ваш дом стоит на высоком месте Пусть семья твоя живет в достатке! Уңчнь олн болтха! Кишгчнь бат болтха! Пусть род твой будет многочисленным! Пуст
Источник
Повседневная жизнь
Так как калмыки являлись кочевниками, то и жильё у них было передвижное, называемое «кибитка» — подобие юрты, утеплённой войлоком. Летом в ней было прохладно, зимой – тепло.
В кибитках обитали более зажиточные кочевники, так как обтягивалась она кошмой из овечьей шерсти, а для этого надо было иметь домашний скот.
Бедные калмыки не могли себе такого позволить в быту. Их жилища назывались джолум и сооружались из камышовых снопов, устанавливаемых по кругу и связанных вверху наглухо.
Они были без окон, и внутри было темно. Для утепления использовалась глина, которой джолум обмазывался изнутри и снаружи. В нём было очень холодно, что иногда даже служило причиной смерти жильцов.
Кстати сказать, раньше у калмыков не было принято хоронить умерших. Их оставляли в степи на съедение хищникам. Сейчас на похороны приглашают ламу, который «указывает» путь отошедшему в мир иной.
Калмыкия.Калмыцкая свадьба.
Всем доброго времени суток! Читая ваши посты, о свадьбах разных национальностей и культур, закралась мысль в голове поделиться с вами частичкой своей родины и культуры. Сразу прошу прощения за пунктуационные и всевозможные ошибки , т.к. это мой первый пост, первая статья, и вообще я совсем зеленая в этом , хотя признаться с самого детства обожаю читать все что придется, но до сих пор оставалась в тени читательниц.
Хотелось написать пост о обычаях и культуре, и сделать акцент именно на «свадьбе», так как сейчас эта тема особенно актуальна. Но думаю немного рассказать о самой республике, возможно я ошибаюсь, но еще не замечала о ней постов, да и думаю что есть немало читателей не знакомых с моей маленькой Родиной.
Я из солнечной, степной Республики Калмыкия, которая располагается на крайнем юго-востоке европейской части России. Эта республика очень интересная и возможно капризная, лето у нас жаркое и сухое, зима малоснежная с пронизывающим степным ветром, и большими холодами. Народ у нас добрый и простой. Возможно вы посчитаете меня лютой патриоткой, но разве это плохо? Я не скрываю что люблю свою республику.
Природа у нас гармоничная, степи весной усыпаны красными тюльпанами, протекает длинная река Волга, имеются небольшие озера и на востоке омывается Каспийским морем, где цветут волшебно красивые лотосы. Народ в Калмыкии самый простой, но гордый. Перенесший войну и геноцид. Если вы никогда не были у нас, будем рады вашему визиту. Уверена вам понравится наш колоритный и гостеприимный городок, своей простотой и красотой, наша степная жемчужина — город Элиста. Приехав к нам вы окунетесь в экзотический город, с не менее экзотичным народом для России. В котором находится множество достопримечательностей, Шахматный городок, интересные памятники.
Стоит отметить что калмыки — единственный в Европе народ, традиционно исповедующий буддизм, а еще у нас расположен один из крупнейших Буддийских храмов в Европе — под названием «Золотая Обитель Будды Шакьямуни». Здание хурула имеет 63 метров в высоту и вмещает в себе самую большую в России и Европе девятиметровую статую Будды.
Итак перейдем к свадьбам.
В Калмыкии издревне к подготовке к свадебному торжеству подходили ответственно, это должно было выглядеть празднично и красиво. На свадьбе роднились семьи, рода и хотоны. Все старались показать себя во всей красе, поэтому и устраивали две стороны друг для друга различные испытания.
За два дня до свадьбы начинаются свадебные обряды. В дом невесты приходят родственники и каждый должен что-то добавить к приданному. Невесту дружно готовят: родные срезают ногти, локон, от приданого отрезают нитки. Все это нужно сжечь. Это означает, что девушка, выходя замуж, оставляет этот дом, прежнюю жизнь навсегда. Недаром в доме мужа ей дадут новое имя, символизирующее начало нового жизненного этапа.
А в это время в доме жениха снаряжают свадебный поезд. Возглавлять делегацию должен мужчина (дядя по отцу, брат или старший роду). Число делегатов обязательно должно быть нечетным. Но среди них не должно быть молодых незамужних родственниц, которые, согласно поверью, могут «оттянуть» счастье молодых на себя. Свадебная делегация должна выехать пораньше, чтобы успеть зайти в дом сватов до обеда. И еще одна немаловажная деталь: выезжают и въезжают в дом только — правой стороны (по солнцу), в этом случае, считается, дело будет удачным.
Приезд гостей в дом невесты также сопряжен с многочисленными ритуалами. В первую очередь заносят подарок женщинам, так называемый «берячудин хот» («подарок молодухам»). Затем вносят чай, масло, вареную баранину (если уговаривались о живой овце, ее тоже вводят в дом), сладости. В последнюю очередь в дом заносят спиртное: водку, вино. Полагают, что если сваты не сполна привезут обещанное, то неполным будет и счастье невесты, а кроме того проверяется и верность сватов данному слову.
И только после всех церемониалов гости проходят в дом, однако перед тем, как сесть за праздничный стол, они должны вымыть руки, ополоснуть рот и помолиться. За столом начинается свадебная трапеза, которая сопровождается многими интересными и веселыми обрядами.
Раньше гости, приехавшие за невестой, должны были переночевать в доме сватов. Пир, по обычаю, длится всю ночь. В разгар торжества, обычно за полночь, женихова сторона тайно держит совет, на котором выбирается ловкий и быстрый парень. Ему поручают важную миссию: дотронуться до невесты.
На рассвете, когда заря только начинает заниматься, а музыка по-прежнему гремит на всю округу, парень в процессе танца должен незаметно проскользнуть в шатер, где сидит невеста и дотронуться до ее плеча. Но сделать это нужно так неприметно, чтобы ни в коем случае этого маневра не заметили невестины подружки, иначе курьеру не избежать насмешек, позора. Вот почему важно остановить выбор на ловком и расторопном молодом человеке. Гонец дотронулся до плеча невесты — это знак, что пора собираться в дорогу.
Невесту выводят к жениху. В это время девушки и замужние женщины разделяются. Женщины выводят невесту за руки, а молодые девушки мешают, всем видом показывая, что не хотят отдавать свою подружку, родственницу.Перед выходом мать приказывает дочери последний раз приложиться к родительским бурханам (буддийский алтарь) и сделать прощальный глоток молока родного очага, навеки ею покидаемого.
Голову невесты при выходе из дома один из сватов покрывает платком, привезенным из дома жениха. Смысл этого обряда в том, что, во-первых, это знак нового статуса женщины, т.к. раньше у калмыков женщина не должна была появляться на людях с непокрытой головой. Этот платок она должна будет износить. Отдавать его кому-либо нельзя. Во-вторых, чтобы она не смогла найти дорогу обратно. Этот путь для нее отныне закрыт. Под всеобщий шум, гам, шутки, смех, слезы и причитания будущую хозяйку выводят к жениху. Он сажает невесту к себе на лошадь и увозит.
А в доме приступают к выносу приданого. Эта почетная миссия возложена на приехавших за невестой гостей. Наконец, когда все будет нагружено, свадебный поезд отправляется домой.Часть всадников, тем не менее, остается для того, чтобы выкупить у молодух ту часть приданого, которую они сумели спрятать под общий шум. Посланцы предлагают гостинцы: ящик конфет, печений, вдобавок одаривают их платками. Как только угощение и подарки будут приняты, остатки вещей отдают.Кроме того, представители жениха должны забрать с собой полог, за которым невеста сидела во время свадебного пира. Женщины расстилают полотнище по земле, а ребята устраивают скачки. Полог должен быть поднят с земли на скаку. В этом состязании участвует и жених. По негласному правилу, полог должен был подхватить именно он. На этом свадебные гуляния продолжаются у жениха.
P.S : Спасибо всем за внимание, была очень рада окунуть вас всех в надеюсь, познавательную для вас историю. И надеюсь сей пост вам понравится,буду рада почитать комментарии и ответить на вопросы. Еще раз прошу прощения за какие- либо допущенные ошибки. Всем любви, добра и благополучия в ваш дом, и отличных выходных!
Символичные кушанья
Самым любимым лакомством местных жителей являются борцоки. Раньше их могли позволить себе только богачи, из-за дороговизны и недоступности пшеничной муки.
Существует свыше десяти разновидностей этих лепёшек, и каждый вид имеет глубокий смысл и предназначение.
- в виде солнца обязательны на праздники;
- в форме бублика символизирует бесконечность жизненного колеса – сансары, непременно вкушаются за столом во время празднования Зул;
- как рогалик напоминают верхнюю часть коровы и преподносятся с напутствием увеличения поголовья крупного домашнего скота;
- формой напоминающие часть или целого барашка, дарятся, чтобы у хозяина было больше овец, символически представляют древнее заклание животных;
- похожие на конскую внутренность – кит – символизируют обилие еды;
- небольшого размера – хорха – преподносятся с тем, чтобы было больше детей или скота;
- шор белг, как штыки, показывают решимость защищаться от недругов;
- шовун, в виде птичек, возвещают о приходе весны.
Главные торжества
Среди главных праздников в калмыцкой культуре необходимо отметить Зул, что значит «лампада». Первоначально его посвящали рождению Вселенной, а затем это стал общенациональный день рождения, в который каждый калмык становится старше на год. Этот же день символизирует наступление начала следующего года.
В местном календаре существует месяц Коровы, вот в его 25-й день и отмечают этот праздник. Так как Вселенная возникла из-за взрыва, во время празднования должно быть много огня. Связывают этот знаменательный день также и с паринирваной Цонкапы, который основал буддийскую школу Гелуг.
Другой известный праздник – это Цаган Сар. Во время него празднуют приход весны. Длится он целый месяц, в течение которого ходят друг к другу в гости, одаривают подарками, вкусно угощают.
И в Зул, и в Цаган Сар положено поставить подношение бурханам (скульптурным фигуркам будд) – дееж, и зажечь перед ними лампаду.
Народная этика
У калмыков существует самобытная система морально-этических правил, передаваемая из поколения в поколение и неукоснительно соблюдаемая.
Старшим оказывается уважение и почёт. Их пропускают первыми и поддерживают при входе, помогают подготовить коня в дорогу, предлагают лучшую еду и чай прежде, чем другим.
После перекочевания на новое пастбище, пожилых людей угощают, чтобы они благословили новое место. Когда старшие разговаривают, им не перечат, не перебивают, прислушиваются к их советам, никогда не повышают голос в их присутствии.
Во время праздников говорить йорялы – благопожелания – тоже предоставляется тем, кто старше. Они же употребляют крепкие напитки, молодым это не дозволено.
Вся вековая мудрость калмыцкого народа собрана в его героическом эпосе под названием «Джангар». Он описывает подвиги богатырей, которые проживают в несуществующей стране Бумбы.
Эпосу около тысячи лет, и сохранился он до наших дней благодаря жителям, которые наизусть знали все его песни и передавали их устно следующим поколениям.
У калмыков не принято хвалить своих жён, но для укрепления духа и поднятия авторитета повсеместно расхваливают мужчин. Существует даже пословица «Без похвалы нет богатыря».
Интересные обычаи, связанные со свадьбой и семейной жизнью
За многие века калмыки накопили множество примет и традиций, превратившихся в негласные законы, определяющие жизнь их общества.
- Во время первых смотрин очень многое зависело от памяти и красноречия старшего свата. Он должен был во время еды рассказать девять легенд. Если он путался или что-то забывал, на его род падал несмываемый позор. А отец невесты мог затребовать дополнительно к калыму оседланного коня или вовсе не отдать свою дочь в столь безответственный род.
- Количество человек, сопровождавших жениха, обязательно должно было быть нечетным.
- В составе свадебного кортежа ни в коем случае не должно было быть молодых незамужних девиц, которые могли «перехватить» женское счастье невесты.
- По поверьям калмыков, овца является символом двойственного положения женщины, ведь она принадлежит сразу двум родам – семье, в которой родилась, и мужниному.
- В доме мужа юной жене давали новое имя, что означало частичный переход в другой род и начало новой жизни. При этом, женщина не обрывала полностью связь с родительским родом.
- Прежде, чем войти под новый кров, молодая должна была встать на колени перед очагом и молиться. За ее спиной вставал мужчина из рода жениха и наклонял ее голову семь раз, когда произносились имена предков рода. Таким образом девушка отдавала дань уважения новой семье и запоминала новую родню.
- При входе в дом новобрачную одевали в новые одежды, приготовленные женихом, и разделяли косу на две части, что символизировало ее становление в качестве женщины рода.
- Девушка должна была привезти в дар мужу белую рубаху, которая затем отдается в хурул.
- Свекровь, вырастившая замечательного сына, получала особенный дар от родственников невесты – белые шаровары. В них она должна была станцевать особый танец.
- Особое почтение выказывалось женщинам, носящим под сердцем ребенка. Даже старшие мужчины в роду в этот период уступали дорогу и старались не огорчать будущую мать.
- Молодая жена не должна была ходить босой и простоголовой при свекре.
Родственные связи
В былые времена калмыки жили кланами – хотонами. Каждый хотон назывался по имени главного в роду.
Считалось очень важным знать своих родственников до седьмого колена. Отцовская линия всегда главенствовала в доме, так как мать приходила в семью из другого рода.
Примерно до четвёртого колена родственники были близкими, а с пятого до седьмого – считались дальними. Родственникам по отцовской линии не дозволялось вступать в брак между собой, так как потомство рождалось в таком случае больным, и род ослабевал.
Старинные обычаи калмыков
Вплоть до XIX века калмыки были преимущественно кочевым народом. Основным их занятием были охота и разведение мелкого и крупного рогатого скота, лошадей, верблюдов. Жилища можно было в любой момент разобрать и перевезти на другое место. Оседлые калмыки жили в землянках и хижинах, сложенных из сырого кирпича. Позднее стали строить капитальные деревянные и каменные дома, что повлияло на некоторые старинные обычаи.
Свадьба в Калмыкии была всеобщим праздником. Это радостное событие отмечали не только члены роднившихся семей, но и их друзья, дальние родичи и соседи по хотонам. Спешить было не принято: длительный период предсвадебной подготовки, с обязательными ритуалами взаимного знакомства, позволял учесть все необходимые мелочи и продемонстрировать достоинства жениха и невесты.
Свадебное таинство
В более далёкое время сватовство в Калмыкии проходило в три этапа:
- знакомились семьями в доме невесты;
- сватались с обсуждением за столом меню будущей свадьбы, подарков и состава свадебного поезда;
- договаривались о дне церемонии.
В наше время всё происходит быстрее. Гелюнг (буддийский монах) определяет один благоприятный день для сватовства и второй — для самой церемонии.
Подготовка к свадьбе включает интересные обряды. Невесте обрезают прядку волос, ногти, чтобы она не унесла из дома счастье своей семьи. Жених готовит свадебный поезд, который должен был состоять из нечётного количества, 9 или 11, женатых мужчин.
Знакомство и сватовство
Обряд сватовства делился на три основных этапа, которые неуклонно соблюдались.
- Знакомство или смотрины жениха. Жених в сопровождении близкого друга и одного из почтенных старейшин рода седлали лошадей и отправлялись в хотон, где проживала избранница. С собой они обязательно брали три кожаных меха с водкой и закуску. Старейшина должен был поднести на домашний алтарь кусочек столярного клея, серебряную и золотую монеты. После чего следовал обряд «цацл цацлгн», когда первые капли выпивки посвящались духам домашнего очага, и звучали благие пожелания для этого крова. После долгих уговоров невесту выводили к гостям. По желанию присутствующих она должна была спеть, станцевать или подать старшим чай, демонстрируя свою воспитанность. В благодарность ее одаривали монетами.
- Большое сватовство. Спустя некоторое время счастливый жених с родителями и ближними родичами по отцу в количестве 2-3 человек опять приезжали к девичьему порогу. Привозили традиционное угощение – вареную баранину, сладости, водку. Также везли подарки новым родственникам. В этот день оговаривались подробности будущих торжеств – количество приглашенных, меню, дары, кто будет сопровождать жениха. Также, обсуждалось, какого цвета нитки должна привезти с собой в новый дом невеста.
- На переговоры собирались несколько старейшин с обеих сторон и договаривались о конкретной дате свадьбы и подробностях церемонии. Важно было все: какого цвета одежда будет на молодой, сколько лет будет сопровождающему мужчине, какая масть у коня, на котором ее повезут из отчего дома.
За два-три дня до венчания в дом девушки спешили многочисленные родственники. Приходили не с пустыми руками, каждый приносил с собой вещи, украшения или хозяйственную утварь, которые добавлялись к девичьему приданому.











